A
A
A
A
A
Деятельность губернатора
Печать

Балашихинская хлопкопрядильная фабрика №1 (БХПВ)

22.07.2015

Балашиха свое летоисчисление ведет со дня основания Балашихинской хлопкопрядильной фабрики.

В 1830 году в имении князя Н.И. Трубецкого на реке Пехорке близ села Никольского была построена деревянная вотчинная суконная фабрика. До этого здесь у запруженной речки находилась мельница. В 1844 с приходом нового хозяина – купца П.Т. Молошникова суконное производство заменяется бумагопрядением. В 1847 году фабрика полностью сгорела. На ее месте были построены два новых кирпичных корпуса. В 1850 г. купчиха Молошникова, вдова владельца фабрики, заказала в Англии для производства 50-сильный паровой двигатель фирмы «Плат». Для монтажа нового оборудования был приглашен английский специалист Майкл Самюэль Лунн. Молошникова разглядела в молодом человеке рачительного хозяина и предложила возглавить руководство фабрикой на 20 лет.

В 1873 г. фабрику на паях купили московские купцы И.И. Карзинкин и П.Г. Шелапутин, которые вскоре организовали Товарищество Балашинской мануфактуры, пайщиками которой стали М.С. Лунн, а также совладелец расположенной неподалеку суконной фабрики М.Д. Щеглов. Директорство М.С. Луна продолжилось на протяжении 45 лет, до самой его смерти в 1895 году. После смерти Майкла Лунна управляющими стали его сыновья. К тому времени они получили хорошее образование, имели производственный опыт и входили в состав акционерного общества, которое распоряжалось капиталами фабрики.

По величине производства предприятие было одним из самых значительных в Московской губернии, т.к. основывалось на заграничном опыте, самых лучших в то время машинах и грамотной организации труда. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона за 1891 г. «на Балашихинской бумагопрядильной мануфактуре работают 3 паровые машины в 165 сил, 1 водяное колесо в 15 сил и 70 тысяч веретен. Рабочих на фабрике – 1200 человек. Есть 2 училища и больница на 30 кроватей».
Всего к 1898 году поселок при фабрике насчитывал 9 каменных, 4–5 этажных казарм – общежитий. Фабричный поселок окружал забор с четырьмя входными воротами: Никольскими, Леоновскими, Пехорскими и Балашихинскими. Ворота охраняли сторожа и городовые. На территории поселка были школа, больница, рабочее училище, богодельня. В фабричном клубе (ныне «Подмосковные вечера») проводили елки для детей служащих, устраивали концерты. Был на фабрике свой духовой оркестр и футбольная команда.

Наиболее одаренных детей фабричных рабочих отправляли в Англию, где они обучались на средства хозяев профессиям механиков, ткачей, бухгалтеров. Поэтому когда в 1918 г. английские специалисты  и владельцы фабрики Лунны уехали в Англию, нашлись русские специалисты, которые смогли не только сохранить, но и в дальнейшем увеличить объемы производства.

В 1918 г. фабрика была национализирована. Эти тяжелые годы отразились и на производительности фабрики: из 171 тысячи веретен в 1918 г. действовали всего 40 тысяч. Многие рабочие были призваны в Красную армию. Рабочих рук не хватало. Стало трудно с продовольствием, свирепствовал тиф. На фабрике было организовано подсобное хозяйство. Срочно формировались продотряды, выезжавшие в соседние губернии. Фабрика начала возрождаться  с введением нэпа. В 1921 г. здесь работало около 3 тысяч человек. В 1925 году при фабрике возник поселок Красный текстильщик, а 1932 году рядом появился пос. Объединения. Именно два этих поселка составили в последствии Балашиху II (но, это случилось много позже). В это время фабрика набирала обороты и вскоре стала одним из ведущих производителей хлопчатобумажной продукции в Московском уезде.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более тысячи рабочих. Об этом сегодня напоминает обелиск, установленный рядом со зданием фабрики.
В 50–60-х годах на Балашихинской хлопко-прядильной фабрике была проведена комплексная реконструкция, а объем работ превысил 10 тысяч тонн однониточной и крученой хлопчатобумажной пряжи. В 1958 году на фабрике началась реконструкция. Постепенно старое оборудование заменялось на новое. Фабрика успешно работала до момента «перестройки», после чего начался упадок.

В настоящий момент фабрика прекратила свое существование.

К списку всех материалов раздела "Достопримечательности"