Меню

Оценка регулирующего воздействия

17 октября 2019 года в МФЦ Городского округа Балашиха состоялся бизнес-семинар «Оценка регулирующего воздействия как реальный инструмент для бизнеса, позволяющий влиять на регуляторную политику».

В деловой беседе приняли участие начальник отдела по промышленности науке, предпринимательству и сельскому хозяйству управления экономического развития Галина Васильевна Трушкина, главный эксперт отдела по промышленности науке, предпринимательству и сельскому хозяйству управления экономического развития – ответственный за проведение оценки регулирующего воздействия в Городском округе Балашиха Анна Сергеевна Горелова, представители Союза «Балашихинская торгово-промышленная палата», Территориального объединения работодателей,  Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Городском округе Балашиха, предприниматели Городского округа Балашиха и прочие.

В ходе проведения были освещены вопросы:

  • Что такое институт ОРВ: оценка регулирующего воздействия проектов актов и экспертиза действующих актов;
  • Участие в проведении публичных консультаций – скажи и тебя услышат;
  • Бизнес как главный объект института ОРВ;
  • Информационная система ОРВ.

Большая часть семинара была посвящена важной роли института ОРВ в развитии благоприятного климата для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в городском округе. Особый акцент был сделан на участии бизнес-сообщества в публичных консультациях, являющихся инструментом донесения до органов власти своей позиции.

В рамках семинара представители бизнеса обсудили проблемные вопросы, наличие административных барьеров для ведения бизнеса и возможности применения института ОРВ для преодоления возникающих препятствий.

Оценка регулирующего воздействия в МО

Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур, позволяющим в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды, как адресатов регулирования (субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Необходимость внедрения на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и нормативно закреплена в статье 26.3.3. Закона Российской Федерации № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

До 2014 г. внедрение ОРВ в регионах осуществлялось в инициативном порядке.

Московская область в 2012 году вошла в число «пилотных» регионов, внедривших институт оценки регулирующего воздействия в рамках реализации задач административной реформы в Московской области.

С 1 января 2014 г. проведение процедуры ОРВ в отношении проектов актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляется в обязательном порядке.

В это же время в Московской области началась пилотная апробация института оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне.

С 2014 года институт оценки регулирующего воздействия внедрен в деятельность отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

С июля 2016 года проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Московской области осуществляется в 67 муниципальных образованиях.

ОРВ в Московской области осуществляется в следующих формах:

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
Процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для соответствующих региональных и местных бюджетов.
Процедура проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
а) размещение уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта;
б) разработка проекта нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и проведение публичных консультаций;
в) подготовка уполномоченным органом заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
Экспертиза нормативных правовых актов
Проводится в отношении действующих нормативных правовых актов и позволяет выявить в актах, принятых до внедрения процедуры ОРВ в Московской области, положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Процедура проведения экспертизы действующих нормативных актов включает несколько стадий:
а) формирование плана экспертизы на основании поступивших предложений от заинтересованных лиц;
б) проведение публичного обсуждения акта;
в) подготовка заключения об экспертизе акта;
г) рассмотрение Комиссией по проведению административной реформы в Московской области заключения об экспертизе акта и принятие решения об отмене или изменении акта или отдельных его положений.
Оценка фактического воздействия (ОФВ)
Представляет собой основанный на фактах анализ того, насколько эффективно нормативные правовые акты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности достигают поставленных при их принятии целей, посредством анализа результатов ОРВ проекта акта и того эффекта, который повлекло принятие акта.
Процедура проведения ОФВ состоит из следующих этапов:
а) формирование плана проведения ОФВ на основании поступивших предложений от заинтересованных лиц;
б) подготовка отчета об ОФВ нормативного правового акта и его публичное обсуждение;
в) подготовка заключения об ОФВ;
г) рассмотрение Комиссией по проведению административной реформы в Московской области отчета об ОФВ и заключения об ОФВ и принятие решения об отмене или изменении акта или отдельных его положений.
Оценка фактического воздействия позволяет выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.
С 2017 года в Московской области проводится процедура оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в Порядке, установленном постановлением Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области».
Внедрение процедуры ОФВ обусловлено целью в будущем заменить процедуру проведения экспертизы НПА.    

Контакты Управления оценки регулирующего воздействия для обращения по вопросам ОРВ в Московской области:

8(498) 602-08-77, e-mail: KordeTS@Mosreg.ru
8(498) 602-08-78, e-mail: KendyshevaIC@Mosreg.ru
8(498) 602-06-04 (доб. 542-13), e-mail: YurchenkoAA@Mosreg.ru
8(498) 602-06-04 (доб. 542-22),e-mail: KashezhevIA@Mosreg.ru
8(498) 602-06-04, e-mail: SviridovaNO@Mosreg.ru

Контакты Отдела по промышленности управления экономического воздействия Администрации Городского округа Балашиха

8(495) 522-40-33, e-mail: balashiha-invest@mail.ru
8(495) 529-21-75, e-mail: balprom@mail.ru