Меню

Комиссия по делам несовершеннолетних Балашихи подготовила статью о профилактике конфликтов с детьми

28 мая 2020 в 13:00 Просмотров: 23

Комиссия по делам несовершеннолетних Балашихи подготовила статью о профилактике конфликтов с детьми

КОНФЛИКТЫ: ПРОФИЛАКТИКА, ВЫЯВЛЕНИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ. МЕДИАЦИЯ.

Современные дети и подростки резко отличаются от детей предыдущего поколения. Большое влияние на неустоявшуюся психику современного подростка накладывают информационные технологии, в том числе социальные сети, а также, ресурсы, на которых присутствует насилие и жестокость. Данный аспект может кардинально изменить взгляд подростка на окружающий мир, который находит своё отражение по отношению к сверстникам, одноклассникам, друзьям. Конечно, семейная атмосфера играет значительную роль в воспитании ребенка, но всё же внешние воздействия в реалии накладывают свой отпечаток на психику ребенка. Особенно проявление «геройства», жестокости и агрессии наблюдается в школьной среде, когда ребенок старается подражать «плохому» герою из фильма.

В последнее время специалисты отмечают резкий всплеск конфликтных ситуаций, в которых проявляется агрессия и жестокость детей. Данные моменты отрицательно влияют на формирование личности и его социализацию, в связи с этим возникло понятие «Медиация».

В последнее время медиация становится отдельной профессиональной деятельностью. Права и обязанности медиаторов закреплены нормативным правовым актом – Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Сегодня совершенно очевидным является тот факт, что институт медиации вызывает у российских специалистов все больший интерес. В статье 2 вышеуказанного закона медиация выступает как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Конфликтные ситуации были во все времена. Формулировка конфликта подразумевает под собой недопонимание интересов, позиций, мнений и взглядов различных людей. Основой любой конфликтной ситуации являются противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, или разнополюсный подход по достижению целей, интересов и средств по их достижению. В общеобразовательном учреждении данные ситуации возникают обычно между учениками, между родителями и учителями, между учителем и учеником.

Медиация (посредничество) – это способ разрешения конфликтов с привлечением третьей, независимой и незаинтересованной стороны.

Медиатором на профессиональной основе может стать человек старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший специальный курс подготовки медиаторов (такие курсы открываются во многих вузах). Медиатором на непрофессиональной основе может быть человек старше 18 лет, не имеющий судимости. Стороны конфликта сами выбирают медиатора, которому доверяют и который не является вовлеченным в конфликт. В отличие от судебного решения, медиатор не принимает решения в пользу какой-либо из сторон, а пытается привести стороны конфликта к консенсусу.

Главной задачей медиатора является момент ведения переговоров, в ходе которых две стороны самостоятельно приходят к принятию определенного решения, а медиатор лишь контролирует весь процесс переговоров, не вмешиваясь в него. На наш взгляд, помимо основных требований медиатор должен иметь образование психолога, ведь лишь определенные навыки в области психологии позволяют медиатору как посреднику соблюдать тактичность и спокойствие при самых жарких дебатах сторон. Задача грамотного медиатора состоит не только в том, чтобы привести разрешение конфликта к положительному исходу, но и обеспечить в рамках ситуации реабилитационный период, в рамках которого обе стороны будут внегласно под контролем специалиста, чтобы проконтролировать атмосферу общения или необщения конфликтующих сторон.

Успешность процесса медиации зависит от многих факторов:

1) успешный результат медиации будет менее вероятен, в случае, чем хуже отношения сторон между собой;

2) успешный вариант медиации более вероятен, если существует способность сторон к кооперации;

3) стороны не настроены изначально на компромисс, урегулированию разногласий и принятию соглашения, тем ниже эффективность медиации;

4) стороны верят в процесс медиации, тем самым медиации обеспечен успех;

5) на результат исхода медиации влияет подход к инструментам медиации.

В каждом конфликтном случае медиация носит сугубо индивидуальный характер, процесс медиации не может быть шаблоном для последующих конфликтов. Частный опыт медиации по конкретному случаю нельзя считать эталоном, поэтому медиатор должен быть «многогранным» и подбирать инструменты разрешения конфликтной ситуации целенаправленно и индивидуально.

Если говорить о процессе медиации как об альтернативном способе разрешения конфликтов, то на практике правильнее применять восстановительную медиацию. Восстановительная медиация направлена, в первую очередь, на освобождение сторон от негативных эмоций и стрессового состояния, понимания последствий совершенного действия, а в итоге и заглаживания причиненного вреда перед обидчиком. Цель такой медиации состоит в осознании ответственности за содеянные поступки, а также своего рода предупреждения и избегания повторения аналогичных ситуаций. В данном случае большое влияние оказывает воспитательный аспект. Иногда получается, что осознание вины и заглаживание вреда важнее, чем разрешение определенного конфликта.

Применяемая в школах восстановительная медиация позволяет детям устранить комплексы, избавиться от ненависти и других негативных эмоций, самостоятельно обойти конфликтные ситуации со сверстниками и избежать повторения подобных конфликтов в будущем. Как показывает статистика, дети и подростки «группы риска» зачастую становятся нарушителями или жертвами конфликтов. Именно школьная среда становится фундаментом для приобретения школьниками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования личности в целом.

Подводя итог, необходимо отметить, что медиация в школе необходима для мирного разрешения проблем, а также, снижения уровня напряженности в школе и сохранения доверительных отношений, именно на данных принципах и основан мировой опыт. Поэтому внедрение школьной службы медиации помогает в разрешении конфликтов и служит профилактикой для предотвращения конфликтных ситуаций, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Таким образом, медиация сегодня является социально значимым инструментом, направленным на предупреждение возникновения и эскалации конфликтов.