Меню

О правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации

8 февраля в 11:03Обновлено 08 февраля в 11:06 Просмотров: 144
Изображен герб прокуратуры

О правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» (далее — общество) проверена конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (постановление от 12.112020 № 46-П).

В соответствии с указанной нормой в целях налогообложения объект недвижимого имущества в виде отдельно стоящего здания (строения, сооружения) признается торговым центром (комплексом) при условии его расположения на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При оспаривании обществом нормативного правового акта о включении нескольких зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, судебные органы, буквально толкуя положения подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что если среди прочих видов разрешенного использования земельного участка допускается размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то все размещенные на нем здания (строения, сооружения) приобретают статус торгового центра (комплекса) в качестве объекта налога на имущество организаций с налоговой базой, исчисляемой по кадастровой стоимости, вне зависимости от предназначения и фактического использования здания.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет — вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения — применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В связи с этим подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Выявленный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 № 46-П конституционно-правовой смысл указанной нормы является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Полный текст постановления опубликован на официальном интернетпортале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также размещен на сайте Конституционного Суда Российской Федерации в сети «Интернет».

Старший помощник горпрокурора Ю.П.Логинова