Меню

Всемирный день прав потребителей

10 марта в 13:00Просмотров: 0

«Если ты покупаешь то, что тебе не нужно,

то скоро будешь продавать то,

что тебе необходимо»

Б. Франклин.

 

Именно со слов Бенджамина Франклина - американского просветителя и общественного деятеля хочется начать с того, что не стоит расходовать средства на то, в чем нет нужды, чтобы в дальнейшем не потерять то, что необходимо.

Защита прав потребителей имеет долгую историю. Древнейшие своды законов уже содержат нормы по наказанию недобросовестных торговцев. Например, Зак. Хамураппи содержит норму по утоплению корчемщика, разбавляющего пиво водой, меры против некачественного строительства и медицинских услуг. «Архашастра» приводит меры против ценового сговора торговцев  и др. Однако законы Древности и Средневековья были направлены против уже случившегося факта нарушения законодательства, а преимущественно карательные меры были направлены на наказание продавца, а не защиту потребителя.

Создание современной системы защиты прав потребителей принято связывать с выступлением Дж. Кеннеди в Конгрессе США от 15 марта 1962 г., в котором была обоснована система государственного регулирования правоотношений в области прав потребителей. В частности, Президент сказал, что «Потребители являются крупнейшей хозяйственной группой в экономике…Но они являются единственной важной группой в экономике, которая не организована эффективно, чей голос часто не слышится».  Тогда же были сформулированы основные права потребителей: право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. Далее эти принципы легли в основу как национальных (Зак. США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»), так и международных правовых актов (например, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» от 9 апреля 1985 г. №29/248).

Поэтому 15 марта, начиная с 1983 г. по решению ООН ежегодно отмечается Всемирный день потребителя. В нашей стране этот праздник был принят в 1996 г., когда РФ вступила во Всемирную организацию союзов потребителей (ConsumersInternational, CI).

15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдёт под девизом «Рациональный потребитель» (TheSustainableConsumer). Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

За окном XXI век и «онлайн покупки»- это не что-то новое, а уже устойчивый инструмент в совершении заказов. Проблема разумного потребления касается многих людей. Потребитель- этот тот, кто использует и потребляет товары для личных, семейных и домашних нужд. Главным критерием данных покупок является полезность, а определяющим фактором, безусловно, становится цена и качество. С каждым днём наши потребности растут, а вместе с ними изобилие и массовость товаров. Вследствие чего, человек чаще всего не может позволить всё то, что он хочет. Поэтому грамотно и рационально подходить к покупкам обдуманно, экономив при этом время и деньги на транспорт, покупки «ненужных» вещей.

Что же касается сферы потребления, то это прежде всего реклама и маркетинг. Важным фактором становится не только относительная достоверность рекламы (например, проф. Л. А. Мясникова называла рекламу «Видом обмана с искажением пропорций»), но и то обстоятельство, что реклама вне зависимости от достоверности и характера (открытая или скрытая) мотивирует к факту совершения покупки и немотивированному потреблению.

Снижение уровня иррационального потребления и немотивированных покупок возможно путем наиболее полного информирования потребителей. При этом контроль должен осуществляться на нескольких уровнях, уровень государства, уровень общественных объединений и собственно конечный уровень потребителей.

В качестве примера хотелось бы привести обращение гражданина о нарушении требований нормативных документов РФ в области защиты прав потребителей индивидуальным предпринимателем, владельцем кафе, расположенным в г. Реутов Московской области.

Предмет жалобы гражданина касался прежде всего непредставления обязательной информации потребителю, в т. ч. информации об исполнителе услуг, об оказываемых услугах общественного питания, а также не предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемого продукта. Данные факты свидетельствуют о нарушении  ст. ст. 8 – 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей", так и п. 10, 11, 12, 21 Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Правил оказания услуг общественного питания».

Благодаря сотрудникам Роспотребнадзора была проведена внеплановая выездная  проверка, информация частично подтвердилась в части отсутствия информации о предоставляемых услугах, об исполнители услуг и об отсутствии возможностей проверки массы, что стало основанием для возбуждения административных дел и привлечения к ответственности по ст. ст 14. 8. ч.1 и 14. 4. п. 1. КоАП РФ.

Покупки через интернет, это не только выгодно, но и опасно. Ежедневно многие люди прибегают к заказам пищевой продукции через интернет, либо с помощью напечатанных брошюрок. Во многих случаях информация об организациях отсутствует. В ходе проверок оказывается, что данные организации могут находиться в подвальных помещениях со значительными нарушениями санитарного и гигиенического режима. По фактам выявленных нарушений, сотрудниками Роспотребнадзора составляются протоколы об административных правонарушениях, и дела передаются в суд для приостановления деятельности до устранения нарушений. Специалисты Управления Роспотребнадзора всегда контролируют и проводят регулярный мониторинг по обеспечению защиты прав граждан.

 В преддверии праздника хочется поздравить работников по защите прав потребителей и самих потребителей товаров и услуг с праздником! Он по праву, носит звание Всемирного. В этот день мы желаем, чтобы не нарушались ваши основные права: на информацию, выбор, на право быть услышанным, на возмещение ущерба, потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и здоровую окружающую среду! Пусть меньше будет в жизни разочарований и огорчений, а закон твердо стоит на вашей стороне!