Меню

Муниципальный земельный контроль

Целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель.

Муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа Балашиха объектов земельных отношений осуществляется Администрацией Городского округа Балашиха. Функции и полномочия органа, указанного муниципального земельного контроля, возложены на Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха.

Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная ответственность.

Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке в рамках муниципального земельного контроля:

- о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

- связанные с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

- связанные с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- связанные с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

- связанные с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

Отдел муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха.

Адрес: Московская область, г.Балашиха, шоссе Энтузиастов, д.7/1.

Телефон: 8 (495) 521-84-93.

Согласно положениям статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, требований, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также с целью устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям указанных требований, информируем вас о следующем.

К чаще встречающимся нарушениям требований земельного законодательства Российской Федерации можно отнести следующие виды:

«самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав
на указанный земельный участок» - выражается в нарушении требований статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).  Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон).

Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Законом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Закона единственным доказательством существования зарегистрированного права (равно как и изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества) является его государственная регистрация, осуществляемая посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Земельным законодательством не предусмотрено использование земельного участка без оформленных в соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ прав.

Основаниями возникновения прав на земельные участки, согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно статье 39.1 главы V.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Таким образом, нарушая требования статьи 25 и статьи 26 ЗК РФ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане несут административную ответственность в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, вы несете административную ответственность как юридические лица.

«Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» - выражается в нарушении требований статьи 42 ЗК РФ.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ предусмотрено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Согласно пункту 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В данном пункте речь идет о Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Нарушая требования статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков, равно как и лица, не являющиеся собственниками таких земельных участков, несут административную ответственность в соответствии с:

частью 1 статьи 8.8 КРФоАП - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;

на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц –от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

частью 2 статьи 8.8 КРФоАП - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей;

частью 2.1 статьи 8.8 КРФоАП - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Учитывая изложенное, соблюдая требования земельного и иного законодательства Российской Федерации, вы не только избежите административного наказания, но и иных негативно связанных с нарушениями требований законодательства последствий.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с:

1. Конституцией Российской Федерации;

2. Гражданским кодексом Российской Федерации;

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

8. Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

9. Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

10. Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

11. Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

12. Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

13. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

14. Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

15. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

16. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

17. Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

18. Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;

19. Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

20. Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

21. Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

22. Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

24. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

25. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

26. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных корпораций, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц»;

27. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;

28. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;

29. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

30. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»;

31. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;

32. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

33. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;

34. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;

35. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

36. Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан»;

37. Законом Московской области от 02.12.2006 № 212/2006-ОЗ Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области»;

38. Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»;

39. Постановлением Правительства Московской области от № 400/17 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области»;

40. Постановлением Губернатора Московской области от № 287-ПГ «Об утверждении Регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области»;

41. Положением о муниципальном земельном контроле в отношении расположенных в границах Городского округа Балашиха объектов земельных отношений, утвержденным решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 24.01.2018 №03/51;

42. Положением о Комитете по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, утвержденного решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 30.09.2015 №13/10;

43. Постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 05.11.2019 №1245-ПА «Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Городского округа Балашиха Московской области»;

44. Уставом Городского округа Балашиха.

Муниципальными земельными инспекторами по использованию и охране земель Городского округа Балашиха, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, на постоянной основе осуществляются контрольно-надзорные мероприятий по недопущению нарушений земельного законодательства, связанных с использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Как показывает практика наибольшее количество нарушений, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, связано с зарастанием сельскохозяйственных земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Такие участки не используются в сельскохозяйственном производстве, на них беспорядочно растут деревья и кустарники, однолетние и многолетние сорные травы, не осуществляется выпас скота, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не производится кошение трав.

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

  • на сенокосах не производится сенокошение;

  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

  • на пастбищах не производится выпас скота;

  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, установлена частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

В целях недопущения указанного правонарушения правообладатель земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения обязан использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Характерным нарушением также является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Ответственность за данный вид правонарушений установлена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В целях недопущения данного правонарушения правообладатель земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения обязан проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения.

Также в случае если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не обрабатывался более 5-и лет, обильно зарос древесно-кустарниковой растительностью, сорными травами и не пригоден для возделывания сельскохозяйственных культур, необходимо проведение на нем культуртехнических мероприятий.

Культуртехнические мероприятия включают в себя:

- расчистку земель от древесной, кустарниковой и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;

- рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы;

- внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв.

Государственной программой «Сельское хозяйство Подмосковья» предусмотрена компенсация части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Московской области за проведение культуртехнических работ по вводу в оборот земель сельскохозяйственного назначения в объеме до 70 % фактических затрат, но не более 10 000 рублей на один гектар.

Для получения субсидии необходимо представить пакет документов, включающий в себя, в том числе проектно-сметную документацию, подтверждённую экспертизой, акты первичного и итогового обследования вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот земельных участков и ряд других материалов.

Кроме того, в соответствии с Законом Московской области № 212/2006-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области» и постановлением Правительства Московской области от 01.06.2009 № 413/22 «О порядке проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» землепользователь должен иметь Паспорт плодородия земельного участка (далее – ППЗУ). Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 25.12.2017 № 18РВ-164 утверждена типовая форма ППЗУ. ППЗУ оформляются Минсельхозпродом Московской области на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения после проведения агрохимического обследования, выполненного лицензированной организацией. Периодичность проведения агрохимического обследования почв вышеуказанных земельных участков, составляет 5 лет. ППЗУ содержит общие данные о земельном участке, наличии питательных веществ в почве, физико-химические показателях почвы, показателях негативных процессов, а также рекомендуемые мероприятия по обеспечению сохранения плодородия почв.

Помимо всего прочего важнейшим вопросом при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения является борьба с зарастанием земельных участков борщевиком Сосновского.

Частью 14 статьи 56 Закона Московской области N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" предусмотрено, что правообладатели земельных участков обязаны проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании. Мероприятия по удалению борщевика Сосновского одним из перечисленных или путем комбинации указанных способов:

химическим - опрыскивание очагов произрастания гербицидами и (или) арборицидами;

механическим - скашивание, уборка сухих растений, выкапывание корневой системы;

агротехническим - обработка почвы, посев многолетних трав.

Под указанными видами обработок понимается проведение следующих мероприятий.

1. Механическая обработка.

Выполняется с помощью специальной управляемой техники и/или с использованием работников, осуществляющих покос и/или выкапывание отдельных растений с использованием ручных инструментов.

После механической обработки допускается наличие остатков (стерни) борщевика Сосновского высотой не более 20 см. Вся скошенная (срезанная) зеленая масса должна быть убрана с поля.

2. Агротехническая обработка.

Выполняется с помощью профессиональной сельскохозяйственной техники, оснащенной прицепным и навесным оборудованием различных модификаций, предназначенным для проведения вспашки и дискования земельных участков. Проведение рекультивации земельных участков также приравнивается к агротехнической обработке.

Очевидным визуальным свидетельством проведенных мероприятий по удалению борщевика Сосновского механическим и агротехническим способами являются следующие признаки: наличие растительных остатков различного размера не выше 20 см, стерни, признаки вспашки, дискования и культивации участка. Скошенный борщевик Сосновского должен быть удален с участка и утилизирован во избежание травматизма населения и в целях удаления скошенных соцветий, так как семена имеют свойства дозревания и после покоса.

Химическая обработка.

Выполняется с помощью сертифицированных химических препаратов в соответствии с регламентом применения препарата, предоставленным его производителем, и правилами использования гербицидов на конкретной территории. Химическая обработка осуществляется методом разбрызгивания (орошения) растений из специализированных ранцев, закрепленных на теле человека, либо из бочек, закрепленных на специальных механизированных устройствах (автомобили, тракторы, беспилотные летательные объекты, в том числе квадро-, мультикоптеры и т.д.). Применение химических средств обработки территории не допускается в пределах водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, в непосредственной близости от жилых домов и воздухозаборных устройств и прочих социальных объектов, на территории особо охраняемых природных территорий, в лесных массивах и др. Такие территории необходимо обрабатывать механическим или агротехническими способами обработки. При применении химического способа обработки необходимо принимать меры предосторожности для предотвращения попадания рабочего раствора на соседние с засоренными участками растительные сообщества.

Очевидным визуальным свидетельством проведенных мероприятий по удалению борщевика Сосновского химическим способом являются следующие признаки: изменение цвета (побледнение листьев и стеблей, пожелтение, почернение, возможны иные оттенки, нехарактерные для здорового растения), угнетение, увядание, скручивание и пожухлость растения.

Признаки химической обработки могут проявляться не сразу. В зависимости от типа, концентрации препарата и фазы вегетации растения подтверждения обработки становятся очевидными через определенный период, составляющий от нескольких дней до нескольких недель. При правильно проведенной обработке в этот период растения останавливаются в росте. Через 3-4 недели признаки обработки большинством гербицидов становятся заметными.

При проведении химических мероприятий на участке должны быть в обязательном порядке установлены и закреплены таблички с информацией о мероприятии, дате его проведения и названием используемого гербицида. Таблички должны быть установлены таким образом, чтобы быть заметными и читабельными для населения и устойчиво закрепленными в месте их фиксации из расчета на любые нормальные изменения погодных условий.

Указанные способы в отдельности или в комбинации применяются во время активной вегетации растений борщевика Сосновского (от появления молодой поросли до цветения). Обработки рекомендуется проводить до цветения, так как цветущее растение способно образовать семена, которые впоследствии дадут массовые новые всходы.

Для полного истребления борщевика Сосновского необходимо обрабатывать участок и контролировать появление новых растений после обработки в течение не менее 3 лет. Для снижения численности растений борщевика Сосновского и их истощения за 1 год необходимо провести не менее 3 обработок пораженной территории, желательно комбинированными способами в соответствии со следующим графиком:

этап. 10 апреля или позднее в зависимости от погодных условий, т.е. при активных положительных среднесуточных температурах и первых всходах поросли борщевика на конкретной территории - 30 мая. При проведении первой обработки от борщевика Сосновского для уменьшения распространения сорняка необходимо первоначально обработать полосы отвода автомобильных дорог и примыкающих площадей (полей) - химическим, механическим и агротехническим способами обработки, а также водоемов и рек - механическим и агротехническим способами обработки; далее - остальную площадь поражения.

В результате проведения обработки территории не имеют признаков произрастания борщевика Сосновского; могут быть видны исключительно свежие срезы; максимально допустимая высота растения - 20 см, незначительная видимая зеленая масса пожелтела, имеет явные признаки увядания; признаки цветения отсутствуют, в том числе в единичных экземплярах, а также отсутствуют засохшие цветения предыдущих лет.

этап. 1 июня - 30 июня, проводится обработка оставшихся растений и/или

появившихся новых всходов. В результате проведения обработки территории не имеют признаков произрастания борщевика Сосновского, полностью завяли химически

обработанные в I этапе растения, которые удалены с поверхности земельных участков. В отношении новых всходов могут быть видны исключительно свежие срезы; максимально допустимая высота растения - 20 см, вновь выросшая зеленая масса пожелтела, имеет явные признаки увядания; признаки цветения отсутствуют, в том числе в единичных экземплярах, а также отсутствуют засохшие цветения предыдущих лет.

этап. 1 июля - 30 июля, проводится обработка оставшихся растений и/или

появившихся новых всходов. В результате проведения обработки территории не имеют признаков произрастания борщевика Сосновского, полностью завяли химически

обработанные во II этапе растения, которые удалены с поверхности земельных участков. В отношении новых всходов могут быть видны исключительно свежие срезы, максимально допустимая высота растения - 20 см, вновь выросшая зеленая масса пожелтела, имеет явные признаки увядания; признаки цветения отсутствуют, в том числе в единичных экземплярах, а также отсутствуют засохшие цветения предыдущих лет.

К непроведению или недостаточной полноте проведения мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского, относят:

обработку, проведенную не на всей территории, пораженной борщевиком Сосновского;

наличие неудаленного с участка скошенного борщевика Сосновского в фазе цветения или в фазе плодоношения;

- нарушение сроков обработки (в частности, обработка растений в цветущей фазе);

- несоблюдение технологии и регламента применения гербицидов (например, есть признаки химической обработки растения, но оно продолжает рост).

Результатом качественной работы по проведению мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского является его полное отсутствие на земельном участке либо признаки его произрастания высотой не более 20 см.

Общее руководство по соблюдению требований, предъявляемых к пользователям и собственникам земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с  Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» собственникам и арендаторам земельных участков, необходимо:

1. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).

2. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).

3. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).

4. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).

5. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).

6. При использовании пестицидов осуществлять контроль за содержанием в почвах остаточных количеств пестицидов и опасных компонентов использованных препаратов (21.1.1 СанПин 1.2.2584-10).

7. Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст. 13, 42 ЗК РФ).

8. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (Постановление Правительства РФ № 369). 

9. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101):

— агротехнические мероприятия (вспашка, боронование, дискование, сенокошение и др.);
— агрохимические мероприятия (внесение органических и минеральных удобрений, известкование кислых почв, фосфоритование с учетом данных агрохимического обследования почв);
— мелиоративные мероприятия (проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв);
— фитосанитарные мероприятия (устранение засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений);
— противоэрозионные мероприятия (защита почв от водной, ветровой и механической эрозии).

Итоги работы муниципального земельного контроля в Балашихе за 2019 год

В 2019 году на территории Городского округа Балашиха Московской области должностными лицами муниципального земельного контроля были проведены осмотры 195 земельных участков. На 56 земельных участках проведены мероприятия в рамках муниципального земельного контроля, материалы проверок направлены в органы государственного земельного надзора для рассмотрения и возбуждения дел об административных правонарушениях.

Так же Балашихинской городской прокуратурой совместно с должностными лицами муниципального земельного контроля были проведены проверки на 14 земельных участках сельскохозяйственного назначения. В отношении правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения где были выявлены нарушения земельного законодательства Балашихинской городской прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях.