A
A
A
A
A
Деятельность губернатора
Печать

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

13.03.2014

Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, 15 марта, начиная с 1994 года. Международной Федерацией потребительских организаций каждый год определяется тематика Всемирного дня защиты прав потребителей, в 2014 году – это права пользователей услуг мобильной связи. Что неудивительно, так как в мире общее число пользователей услуг мобильной связи приближается к 7 миллиардам, из года в год число пользователей услуг мобильной связи стремительно растет.

Вопросами защиты прав потребителей в администрации городского округа Балашиха, в том числе прав пользователей услуг мобильной связи, занимается сектор защиты прав потребителей, полномочия которого определены ст.44 Федерального закона от 07.02.1992  N 2300-1 «О защите прав потребителей».

За  2013 год рассмотрено по вопросам защиты прав потребителей 1028 обращений граждан, что на 27% больше по сравнению с прошлым годом.

Анализ поступающих в отдел жалоб жителей, показывает, что большая их часть (677обращений (65,9%) приходится на нарушения прав потребителей при оказании услуг розничной торговли.

В сфере торговли промышленными товарами (основная часть) жалобы потребителей связаны:

-  с качеством мобильных телефонов и другой бытовой техники,  приобретенной в сетевых салонах сотовой связи и сетевых предприятиях торговли («Связной», «Евросеть», «Эльдорадо» и др.);

- с нарушением сроков поставки и качества товаров (мебели), в т.ч. при дистанционном способе продажи;

- с предоставлением продавцами неоднозначно понимаемой информации о товаре, вводящей потребителей в заблуждение, в результате чего потребители делают неправильный выбор;

По продовольственной торговле основными причинами для жалоб (как и в 2012 году) являлись: продажа товаров сомнительного качества и «обман покупателя» в сетевых магазинах, а именно «несоответствие цены на ценнике фактической цене, пробиваемой по кассе», на «отсутствие товара по рекламной акции», на неоднозначно понимаемую информацию по акциям. Чаще всего жители жалуются на магазины «Пятерочка», «Монетка».

Значительная часть обращений  граждан в сектор защиты прав потребителей, связана с нарушениями потребительских прав в сфере услуг.

 Обращения жителей на ненадлежащее качество услуг в предприятиях бытового обслуживания населения (108) составляют  - 10,5% от общего количества обращений. Основанием для обращений являются в основном следующие обстоятельства:

- нарушение договорных сроков выполнения работ  и наличие недостатков в выполненной работе (изготовление и установка оконных блоков из ПВХ конструкций, мебели);

- непредоставление потребителям надлежаще оформленных документов при принятии и выдаче заказов (в химчистках, в автосервисах, при ремонте бытовой техники), а также при принятии денежных средств от потребителей;

- неполное или нечеткое  оформление  договоров (квитанций), т.е. все делается с устного согласия, в некоторых случаях потребители подписывают документы, даже не прочитав их, что впоследствии значительно затрудняет защиту их прав.

Значительная часть обращений граждан в сектор защиты прав потребителей за помощью связана с услугами жилищно-коммунального комплекса – 96 обращений (9,3% ), связи – 19 (2%), услуги спортивно-оздоровительных учреждений – 12 (1,2%), услуги строительных организаций – 9, страховые услуги, услуги общественного питания, ветеринарные, медицинские, туристические, финансовые, транспортные услуги и услуги риэлторов. В этой области стало обычной практикой навязывание потребителям невыгодных им условий договоров, в которых подавляющее большинство потребителей просто не в состоянии разобраться. Эта практика основана на злоупотреблениях принципом свободы договора.

В результате работы сектора защиты прав потребителей в текущем году продавцами (исполнителями) в добровольном досудебном порядке возмещены убытки потребителям на сумму 1 035 892 рублей (за некачественную бытовую технику, шубы, обувь, одежду, сотовые телефоны, компьютеры, очки, телевизоры, парикмахерские услуги, туристические, спортивно-оздоровительные услуги и медицинские услуги и т.д.).

По жалобам потребителей специалистами сектора за 2013 год проведено 35 проверок по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей в предприятиях торговли, службы быта, общественного питания. При поступлении однотипных жалоб от потребителей организовывались совместные проверки с территориальным отделом управления Роспотребнадзора Московской области.

По результатам проверок руководителям предприятий предоставлялись консультации по законодательству о защите прав потребителей, в результате часть требований потребителей удовлетворялись в добровольном досудебном порядке, устранялись нарушения потребительского законодательства.

В добровольном порядке снято с продажи товаров, не обеспеченных информацией на русском языке, с истекшими сроками годности, потерявшими товарный вид  на общую сумму  230161 рублей.

В случае непринятия мер или при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей информация направлялась в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

По результатам проверок и обращениям потребителей направлено 148 материалов и запросов для принятия мер, в том числе административного воздействия:

- в ТОУ ФС Роспотребнадзора Московской области  (43 единицы);

 - в ТО №11 ГАТН (12 единиц);

-  МУ МВД России «Балашихинское» (16 единиц)

- ИФНС России по г. Балашихе (7 единиц);

- в ГУ МЧС России по Московской области - (4 единицы);

- в ГУ ветеринарии Московской области (1 единица);

- в ГУ государственного стройнадзора Московской области (4 единицы);

- в Балашихинскую городскую прокуратуру  (3 единицы);

- Балашихинское управление социальной защиты населения (1 единица)

- в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Балашиха (1 единица);

- управление транспорта дорог и связи администрации городского округа Балашиха (1 единица);

- министру потребительского рынка и услуг Московской области (1 единица);

-  в миграционную службу России по Московской области в Балашихинском районе (2 единицы);

- федеральную антимонопольную службу (2 единицы);

- в отдел охраны окружающей среды и природопользования администрации городского округа Балашиха (2 единицы);

- руководителям предприятий потребительского рынка (11 единиц): ООО «Агроаспект» магазины «5», директору Московского филиала ОАО «Ростелеком», ООО «Макдональдс», ООО «Спортмастер», ЗАО «Балашихахлеб», начальнику Балашихинского почтамта, ООО «Комб Инвест», ЗАО «Контур», ТЦ «КУРС», и др.

При отказе продавцов (изготовителей, исполнителей) удовлетворить законные требования в добровольном порядке, потребителям предоставлялись консультации при составлении исковых заявлений в суд по вопросам торговли и ЖКХ.

Принято участие в заседаниях Балашихинского городского суда

В связи с закрытием на территории городского округа Балашиха 2-х салонов мебели «Диваны и кресла» ООО «Русмебель», в целях пресечения нарушений прав потребителей, подготовлены (по 12 обращениям) и направлены материалы о нарушениях законодательства: в ТОУ Роспотребнадзора Московской области, в МУ МВД России «Балашихинское», в Балашихинскую городскую прокуратуру. Потребителям предоставлена помощь в составлении претензий, исковых заявлений в суд, а также заявлений об обеспечении исковых требований. Мировыми судьями принимаются решения в пользу потребителей (более подробная информация по ООО «Русмебель» в приложении).

В целях просветительской деятельности сектором регулярно предоставлялась информация по вопросам защиты прав потребителей, в том числе и информация ТОУ Роспотребнадзора Московской области, для размещения в Балашихинской газете «Факт» и на официальном сайте администрации городского округа Балашиха - 28 публикаций.

По проблемам защиты прав потребителей работает телефон по типу "горячая линия", ежедневно даются ответы на вопросы потребителей.

Разработан, утвержден и принят административный регламент «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля сотрудниками администрации городского округа Балашиха  в сфере защиты прав потребителей».

В целях обеспечения права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, совместно с ТОУ Роспотребнадзора Московской области организованы и проведены просветительские семинары для населения Балашихи по теме: «Потребительское кредитование». В работе семинаров приняли участие студенты и жители округа.

При рассмотрении заявлений и жалоб граждан предпринимаются все меры для рассмотрения обращения по существу: проверяются изложенные в обращении факты, в случае необходимости с выездом на место, запрашиваются дополнительные  материалы и объяснения от граждан и организаций, проводятся консультационно-разъяснительные беседы с продавцами товаров, исполнителями работ (услуг).

Удовлетворение в досудебном добровольном порядке законных требований потребителей, а так же принятие продавцами (изготовителями, исполнителями) мер по устранению нарушений законодательства является  основной  целью работы сектора.

Если Вам продан некачественный товар, оказана услуга ненадлежащего качества, Вы можете обратиться за помощью в защите Ваших прав в сектор защиты прав потребителей управления промышленности, предпринимательства и потребительского рынка администрации городского округа Балашиха по адресу: г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д.7\1 каб. 30. Телефон: 8(495) 521-01-29; 8 (495) 525-64-96 . Прием граждан осуществляется с 9-00 до 13-00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Приложение

Справка

о рассмотрении сектором защиты прав потребителей

обращений граждан по вопросу нарушения прав потребителей со стороны ООО «Русмебель» мебельных салонов «Диваны и Кресла», расположенных на территории г.о. Балашиха (ул. Свердлова, д. 30, ТЦ «АТАК» и ш. Энтузиастов, д. 54-а, ТЦ «Галион»).

В сектор защиты прав потребителей в конце 2013 года поступило 12 обращений граждан  по вопросу нарушения  прав потребителей со стороны салонов мебели «Диваны и Кресла» ООО «Русмебель», а именно на нарушение договорных сроков поставки мебели, на неоднократный перенос новых сроков, на невозврат денежных средств, уплаченных за непоставленный товар (мебель).

Первоначально в целях добровольного досудебного урегулирования ситуации, потребителям оказывалась помощь по составлению претензий, в которых выставлялись  требования о возврате денежных средств, выплате неустойки и компенсации за причиненный моральный вред, разъяснялся порядок предъявления претензий.

В соответствии со статьей 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», а так же  в целях пресечения нарушений прав потребителей на территории городского округа Балашиха информация о неправомерных действиях ООО «Русмебель» администрацией городского округа Балашиха направлена:

- в ТОУ Роспотребнадзора Московской области,

-  МУ МВД России «Балашихинское»,

-  в Балашихинскую городскую прокуратуру.

После закрытия салонов мебели ООО «Русмебель» без предоставления информации для граждан о сроках и причинах закрытия, сектором защиты прав потребителей пострадавшим потребителям предоставлялись консультации при составлении исковых заявлений в суд, а так же оказывалась помощь по составлению заявлений об обеспечении исковых требований путем наложения ареста на расчетный счет и имущество ООО «Русмебель».

Кроме этого, потребителям оказывалась помощь в составлении жалоб в МУ МВД  России «Балашихинское» (по месту заключения договора) и в Балашихинскую  городскую прокуратуру, а так же в прокуратуру  г. Москвы и в УВД России по г. Москве (по месту регистрации ООО «Русмебель») .

В связи с принятием к производству арбитражным судом г. Москвы заявления ООО «Русмебель» о признании должника банкротом, потребителям предоставлен образец заявления в суд о включении требований по возврату денежных средств в реестр требований кредиторов.

К списку всех материалов раздела "Публикации"